Третьяковская галерея москвы

Содержание

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.
В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Основатель музея

Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.

Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников. Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.

Зал № 9 — «Всадница» — 1832 (Карл Брюллов)

В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.

Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.

Зал № 26 — «Богатыри» — 1881 — 1898 (Виктор Васнецов)

В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.

Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.

Зал № 28 — «Боярыня Морозова» — 1884 — 1887 (В. И. Суриков)

Как создавалась Третьяковская галерея

Один из главных вопросов, интересующий любителей искусства: кто основал Третьяковскую галерею? Ее имя и история связаны с фамилией известного купца Павла Михайловича Третьякова. А создание Третьяковки, как ее называют в просторечии, началось задолго до появления самого здания музея.

Третьяковская галерея в истории появилась в 1854-1855 годах, когда будущим промышленником-меценатом были приобретены работы заграничных мастеров из Голландии. Первые серьезные полотна русской живописи Шильдера и Худякова у Третьякова появились спустя год. Это были полотна «Искушение» (еще известное как «Обольщение» под измененной фамилией автора – Шильдерн) и энергично-романтическое произведение «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Именно с этих двух картин и началось серьезное дело – коллекционирование русской живописи.

Интересные факты о музее

Защитой картин от вандалов занимаются все художественные музеи мира, и галерея в Москве – не исключение. В январе 1913 году здесь случилось несчастье. Неуравновешенный зритель набросился на знаменитое полотно Ильи Репина и порезал его. Картина, изображающая русского государя Иоанна IV Грозного и его сына, получила сильные повреждения. Хранитель музея Хруслов, узнав о нападении, от отчаяния покончил с жизнью. В реставрации картины участвовал автор и другие художники, и лица героев воссоздали заново.

Весной 2018 года произошла очередная трагедия с той же картиной. Пьяный вандал разбил стекло, которое защищало полотно, и в трех местах повредил его центральную часть. Позже он не смог внятно объяснить сделанное.

«Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» — 1839-1843 (Карл Брюллов)

За путенепробиваемым стеклом в галерее хранится одна из самых почитаемых русских икон – Божия Матерь Владимирская. Этой реликвии более десяти веков. По преданию знаменитая икона защитила москвичей и спасла город от нашествия войск хана Мехмет-Гирея. Так как красочный слой со временем начал отслаиваться, реставраторы провели восстановительные работы, но не тронули лики Богоматери и Иисуса.

Схема залов и экспозиции

1 этаж:

  • Залы 35, 36, 37: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (И. Левитан — 37-й, В. Поленов — 35-й зал);
  • Залы 38-48: Скульптура и живопись конца 19 -начала 20 века (38-й зал — И. Грабарь, А. Рябушкин, Ф. Малявин; 39-й — М. Нестеров; 40-й — П. Трубецкой, А. Голубкина; 41-42 — В. Серов; 43 — К. Коровин; 44 — З. Серебрякова; 45 — В. Борисов-Мусатов);
  • Залы 49-54: Графическая живопись с 18 до начала 20 века (Экспозиция сменная. 2 раза в год выставляются произведения из фонда галереи);
  • Зал 55: Сокровищница (Предметы искусства из драгоценных металлов и минералов — ювелирные изделия, шитьё, книги, иконы и проч.);
  • Залы 56-62: Древнерусское искусство (56 зал — Домонгольский период, 57 — Ростово-суздальская школа, 58 — Искусство древнего Новгорода и Пскова, 59 — Феофан Грек, 60 — Иконопись Средних веков, 62 зал — Симон Ушаков).

2-й этаж:

  • Залы 1-7: Скульптура и живопись 18 века (1 зал — И. Никитин; 2-й — И. Мартос, Ф. Шубин, А. Лосенко; 3-й — А. Антропов, 4-й — Ф. Рокотов, 5-й — Д. Левицкий, 6-й — Ф. Алексеев, 7-й — В. Боровиковский);
  • Залы 8-15: Скульптура и живопись 2-й половины 19 века (8-й — Кипренский, Щедрин; 9-й — К. Брюллов; 10,12 — А. Иванов; 13-й В. Тропинин, 14-й — А. Венецианов; 15-й — П. Федотов);
  • Залы 16-31: Скульптура и живопись 2-ой половины 19 века (16-й — К. Флавицкий, В. Пукирев; 17-й — В. Перов; 18-й — Ф. Васильев, А. Саврасов; 19-й — И. Айвазовский; 20-й — А. Крамской; 21 — А. Куинджи; 25 — И. Шишкин; 27-й — В. Верещагин; 28-й — В. Суриков; 29-30 — И. Репин; 31 — Н. Ге);
  • Залы 32-34: М. Врубель.

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь — часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции — икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт — на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

О Третьяковской галере

Третьяковская галерея

Шедевры русского искусства XI — начала XX веков выставлены в исторической Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.

Древнерусское искусство

В 7 залах вашему вниманию представлены древнерусская живопись, скульптура и мозаика домонгольского периода русской истории. Здесь находятся произведения Новгородской, Псковской, Ростово-Суздальской и Тверской школ, а также несколько сотен икон XII-XVIII веков, в том числе работы мастеров Симона Ушакова и Андрея Рублева (в том числе его самая известная работа «Троица»).

Искусство XVIII века

В этом разделе представлена живопись и скульптура XVIII века в 7 выставочных залах. Сюда вошли скульптуры Ивана Мартоса и Федота Шубина, городские пейзажи Санкт-Петербурга и Москвы Федора Алексеева, сельские пейзажи семена Щедрина, большое количество портретов Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Ивана Никитина (основоположника русской портретной школы), исторические сцены Антона Лосенко (одного из основателей исторического движения в русской живописи).

Искусство XIX века

27 залов посвящены искусству XIX века. В первой половине XIX века преобладают романтические произведения, такие как картины Карла Брюллова, пейзажи Сильвестра Щедрина, сцены сельской жизни Алексея Венецианова, религиозные сцены Александра Иванова (в том числе его великий опус «Явление Христа народу»), портреты Василия Тропинина и Ореста Кипренского (например, его хваленый портрет Пушкина).

Часть экспозиции второй половины XIX века посвящена реалистическим работам признанных передвижников, в том числе Василия Перова, Ивана Крамского, Ильи Репина, Василия Сурикова, Исаака Левитана и Ивана Шишкина. Пейзажи последних двух художников, как говорят, воплощают русскую национальность. Среди других представленных работ — две самые известные картины Константина Флавицкого («Княгиня Тараканова» и «Христианские мученики в Колизее»), пейзажи Алексея Саврасова и Федора Васильева, морские сцены Ивана Айвазовского, военные сцены Василия Верещагина и фольклорные картины Виктора Васнецова (дизайнера символического фасада Третьяковской галереи в русском стиле).

Искусство ХХ века

Художественные тенденции, сопровождавшие бурные политические и социальные сдвиги в России конца XIX — начала XX века, представлены в 12 залах. Здесь можно увидеть портреты Андрея Рябушкина из обычной русской жизни, импрессионистские сцены Константина Коровина, постимпрессионистские картины Игоря Грабаря (впоследствии директора Третьяковской галереи). Также вы найдете здесь мифические портреты и религиозные сцены Михаила Нестерова, скульптуры Анны Голубкиной (первой выдающейся женщины-скульптора России), мастерские жанровые полотна Валентина Серова и Зинаиды Серебряковой, работы Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля (основоположников русского символизма).

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.
6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Пополнение Третьяковской галереи из других музеев

В начале двадцатых годов XX века к музею в Лаврушинском переулке присоединили Государственную Цветковскую галерею с приданым из 450 полотен живописи, 36 скульптур и 1373 рисунков.

Из Музея иконописи и светской живописи им. И. С. Остроухова были переданы иконы, рисунки и предметы церковного обихода.

Современное искусство перешло из Музея Рогожско-Симоновского района: живописные этюды и ваяния скульпторов искусства новейшего времени. Музей изобразительной культуры передал работы авангардистов Малевича, Кандинского, Татлина.

В музее Третьяковых также оказалась живопись из собрания Московского Румянцевского музея: шедевры Карла Брюллова, Боровиковского. Позже перевезли грандиозную работу Иванова «Явление Христа людям (явление Мессии)». Из-за внушительных размеров картину поместили в отдельный зал.

Вестибюли и пересадки

«Третьяковская» имеет кросс-платформенную пересадку. Для того чтобы пересесть с одной линии на другую, достаточно перейти с одной стороны платформы на другую. Переход осуществляется по лестницам, расположенным в центре залов.

Северный зал является конечной остановкой Калининской линии, из южного зала поезда Калининского направления следуют до станции «Марксистская».

Кроме кросс-платформенной пересадки, станция имеет еще один переход – на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии.

Вестибюль обеих станций общий, связанный с платформами эскалаторами. Выход на поверхность осуществляется через подземные переходы, ведущие на улицу Малая Ордынка и Климентовский переулок.

Пересадки

Помимо пересадки между Калужско-Рижской и Калининской линиями, с «Третьяковской» можно осуществить пересадку на станцию «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии. Всего существует 3 действующих перехода (2 оборудованных эскалаторами торцевых и 1 лестничный в центре южного зала), а также имеется задел под лестничный переход в центре северного зала. В торце южного зала начинается переход в торец «Новокузнецкой» (эскалатор работает только в сторону от Новокузнецкой); из торца северного зала по переходу можно попасть в (эскалатор работает в обе стороны). Также в центре южного зала имеются лестничные марши более длинного перехода на южную часть платформы «Новокузнецкой». На выходе из этого перехода на «Новокузнецкой» имелись турникеты, не пропускающие пассажиров обратно (демонтированы в 2011 г.). В северном зале имеются неиспользуемые закрытые лестничные марши планируемого ранее перехода в северную часть платформы «Новокузнецкой»

«Третьяковка» без Третьякова

Завещанного капитала было достаточно для содержания галереи. Чего не хватало, так это залов для размещения коллекции. Купеческая усадьба Третьяковых перестраивалась, обрастала пристроями. Уже в начале девятисотых годов знаменитый художник Виктор Васнецов разработал эскизы, по которым появился уникальный фасад — теперь он является эмблемой музея. Неорусский стиль только подчеркивает, что здесь русский дух и Русью пахнет.

Весь советский период Третьяковка меняла названия, виды собственности, попечителей, но неизменно расширялась и пополнялась.

При директорстве архитектора Игоря Грабаря экспозицию начали формировать по хронологии. Так называемому европейскому типу. Но главное — появился Государственный художественный фонд, и коллекция продолжила пополняться, в том числе и за счет конфискованных из богатых частных собраний экспонатов. Коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов. Так называемый «щусевский» период славился расширением не только фондов, но и стен: Третьяковке перешла еще одна бывшая купеческая усадьба. Она разместила в себе научные отделы, в нем хранилась графика, а также библиотека. Книжный фонд Третьяковки можно считать настоящим достоянием: в нем более 200 тысяч изданий об искусстве и его направлениях.

Роковые сороковые внесли свои коррективы в жизнь галереи. Музеи столицы готовили к эвакуации, и Третьяковка не была исключением. Ее фонды вывозили больше года. Бесценные полотна вырезали из рам, перекладывали листами бумаги, закрывали в водонепроницаемые ящики и эвакуировали. 17 вагонов доставили экспонаты в столицу Сибири. А вот здание Третьяковки ничто не могло укрыть от бомбежек.

Но все-таки послевоенная жизнь оказалась насыщенной. Когда жизнь вошла в мирное русло, и картины вернулись в родные стены, администрация и культурные работники начали готовиться к 100-летию музея.

Приобретались новые произведения искусства, среди которых были картины Саврасова, Петрова-Водкина, Врубеля. Стало понятно, что существующих площадей не хватает катастрофически, ведь в 1956 году, юбилейном для галереи, в ней насчитывалось более 35 тысяч предметов культурной ценности!

Вопрос с расширением достался в наследство всем властям СССР. Так появился депозитарий и новый инженерный корпус. При директоре Ю.К. Королеве в музей вошел храм Св. Николая в Толмачах, а само основное здание закрылось на реконструкцию. Росло и собрание: государственные закупки к 1975 году расширили фонды до 55 тысяч картин и скульптур.

К середине 90-х, несмотря ни на какие волнения, Галерея прирастает сразу на 10 залов. Появляются выставки скульптур от средних веков до наших дней, отдельным картинам посвятили целые помещения. К тому же, расширение площадей позволило увеличить и сами экспозиции.

Сегодня Третьяковка – это более 170 000 экспонатов, среди которых особую гордость вызывают древнерусские иконы и русский авангард.

Коллекция работ художников-передвижников считается одной из самых полных, а представленная в музее русская живопись, начиная с XII века, уникальна и по содержанию, и по наполнению.

Третьяковская галерея во времена СССР

3 июня 1918 года был издан декрет о национализации Третьяковской галереи и передаче ее в ведение Народного Комиссариата просвещения. Хотя многие памятники имперской русской культуры считались несовместимыми с советской идеологией и приходили в упадок, Третьяковская галерея продолжала процветать. Были расширены выставочные площади, созданы научные отделы, библиотека и архивы личных книг и бумаг Третьякова. Галерею оборудовали электричеством и отоплением.

Советский национальный Музейный фонд способствовал национализации всех частных художественных коллекций и передаче их в дар государственным музеям, что увеличило коллекцию Третьяковской галереи почти на 50% в 1918-1922 годах. Ряд других московских галерей и музеев были поглощены Третьяковской галереей (хотя все произведения иностранных художников были переданы иностранным музеям). В течение первого десятилетия советской власти были организованы успешные временные выставки, охватывающие различные движения и художников, однако при Сталине деятельность галереи становилась все более идеологической, а ее коллекция даже перестраивалась по социально-экономическому признаку.

С началом Второй мировой войны коллекция Третьяковской галереи была подготовлена к эвакуации в Новосибирск, где она хранилась в Новосибирском оперном театре наряду с сокровищами многих других галерей и музеев. Это было мудрое решение, так как основное здание галереи пострадало от нескольких прямых попаданий немецких бомбардировщиков.

Третьяковская галерея процветала в послевоенный период, организовывая передвижные выставки по всему СССР и всесоюзные выставки, демонстрирующие лучшее советское искусство. Были проведены обширные исследования с целью расширения сферы деятельности галереи. Самые заметные выставки включали древние иконы Андрея Рублева и новаторские художественные направления 1920-х годов, которые были подавлены Сталиным. Галерея являлась закрытой между 1986 и 1995 годами, в течение которых ее коллекция была перемещена в недавно построенное выставочное пространство на берегу Москвы-реки — это позже стало Новой Третьяковской галереей.

Станция в цифрах

  • Код станции Калужско-Рижской линии — 097.
  • Код станции Калининской линии — 085.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — 5 часов 35 минут, время закрытия — в 1 час ночи. ].
  • Таблица входного/выходного пассажиропотока по состоянию на март 2002 года (значения по линиям указаны пропорционально общему пассажирообороту по каждой из сопряжённых линий пересадочного узла)]:
Вход (чел./сутки) Выход (чел./сутки) В сумме (чел./сутки)
Калужско-рижская линия 37 890 35 760 73 650
Калининская линия 11 900 11 240 23 140
В сумме 49 790 47 000 96 790

Таблица времени проезда первого поезда через станцию ]]:

Понедельник — пятница (чч:мм:сс) Суббота — воскресенье (чч:мм:сс)
По нечётным числам
По чётным числам
В сторону станции «Медведково» 5:43:55 5:55:55
5:40:15 5:42:40
В сторону станции «Новогиреево» 5:46:00 5:40:00
5:46:00 5:40:00
В сторону станции «Новоясеневская» 5:51:55 5:54:25
5:51:55 5:54:25

Филиалы

Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи

Новая Третьяковка

Адрес: Крымский вал, д. 10

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 17:00

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 20:00

Пятница

10:00 – 20:00

Суббота

10:00 – 20:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Инженерный корпус

Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12

Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

10:00 – 18:00

Среда

10:00 – 18:00

Четверг

10:00 – 21:00

Пятница

10:00 – 21:00

Суббота

10:00 – 21:00

Воскресенье

10:00 – 18:00

На карте:

Музей-мастерская А. Голубкиной

Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1

Касса: +7 (495) 637-56-82

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 16:00

Четверг

10:00 – 16:00

Пятница

10:00 – 16:00

Суббота

10:00 – 16:00

Воскресенье

10:00 – 16:00

На карте:

Музей-квартира А.М. Васнецова

Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)

Телефоны:

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Дом-музей А.М. Васнецова

Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1

Телефон: +7 (495) 681-13-29

Режим работы:

День недели

Часы работы

Понедельник

закрыто

Вторник

закрыто

Среда

10:00 – 17:00

Четверг

10:00 – 17:00

Пятница

10:00 – 17:00

Суббота

10:00 – 17:00

Воскресенье

10:00 – 17:00

На карте:

Выставочная деятельность

В жизнедеятельности Третьяковки немалую роль сыграли выставки. Разросшийся фонд галереи вызывал любопытство народа к шедеврам истинного искусства. Игорь Грабарь принялся реализовывать давно возникшую идею об организации выставок. По большей части это были публичные презентации индивидуального творчества известных художников. Например, таких как Фальк, Кончаловский, Крымов.

В сведениях о Третьяковской галерее говорится, что за несколько лет в ней было проведено около 30 выставок, носящих временный характер. Они имели огромный успех среди посетителей.

Впоследствии на направления выставок стала влиять марксистско-ленинская идеология, что требовало соответствия искусства веяниям революции. Но публика не приняла подобного проекта.

Возврат к прежнему режиму был ознаменован очередной выставкой мастеров древнерусского искусства: Корина, Машкова, Нестерова, Дейнеки.

Благодаря таким экспозициям о величии русского искусства известно по всему миру. А о том, в каком городе Третьяковская галерея — «ларец драгоценностей русской культуры», известно даже школьнику.

Как добраться в музейный комплекс на Крымском валу

Вслед за Инженерным комплексом в Лаврушинском переулке Третьяковка получила в собственность также и здание Государственной галереи на Крымском валу, образовав единое целое с Центральным Домом художника. После того как в музее появились столь обширные выставочные пространства, было принято решение о том, чтобы в Лаврушинском переулке разместилась коллекция с древнейших времен по 1910-й год, а в новом здании на Крымском валу – современное и новейшее искусство.

Как добраться от метро в Третьяковскую галерею на Крымском валу? Многочисленные гости столицы часто задаются этим вопросом, однако ответ не очень прост. Ближайшими станциями метро к зданию Новой Третьяковки является «Октябрьская» и «Парк культуры».

Выйдя из кольцевой станции метро «Октябрьская», следует:

  • Повернуть налево по Крымскому валу и, оставив по левую руку парк «Горького», спуститься в подземный переход.
  • Перейти на противоположную сторону и, пройдя через парк искусств «Музеон», выйти к Центральному Дому художника и Новой Третьяковке, расположенным по адресу ул. Крымский вал, д. 10.

Как добраться в Третьяковскую галерею от метро? От станции «Парк культуры» следует пойти в сторону Москвы-реки, перейти мост и, оставив по правую руку парк «Горького», спуститься с моста налево на Крымскую набережную. Здание Новой Третьяковской галереи доминирует над окружающими пространством и его трудно будет не заметить.

Что можно увидеть в Третьяковской галерее?

  • Третьяковская галерея: основная коллекция галереи представляет русское искусство с XI века до начала XX века, созданное самыми выдающимися российскими художниками. Она включает в себя драгоценные старинные иконы, портреты, пейзажи, исторические и религиозные сцены, работы влиятельных групп, таких как Передвижники, а также тенденции, развивающиеся наряду с политическими и социальными сдвигами в России
  • Новая Третьяковская галерея: филиал современного искусства Третьяковской галереи является домом для самой полной выставки национального искусства России с XX века до наших дней. Она включает в себя шедевры авангардного искусства 1910-1920-х годов, живопись и скульптуру, охватывающие семь десятилетий советской власти, а также неофициальные художественные течения, возникшие к концу СССР.

Третьяковская галерея в императорской России

Стремление Павла Третьякова стать коллекционером произведений искусства якобы было вдохновлено посещением Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге в молодости. Он принадлежал к богатой купеческой семье и жил в Замоскворечье, купеческом районе к югу от Москвы-реки, где в 1851 году приобрел особняк в Лаврушинском переулке. Именно в этом доме Павел Третьяков основал Третьяковскую галерею в 1856 году, приобретя для своей коллекции первые русские картины — «Искушение» Николая Шильдера и «Столкновение с финскими контрабандистами» Василия Худякова (обе они присутствуют в галерее и сегодня).

Благодаря своей коллекции Третьяков создал для потомков целостную картину русского искусства, культуры и общества. Благодаря своему уважаемому общественному положению и богатству он мог покровительствовать как начинающим, так и признанным художникам, приобретать ценные произведения искусства и вращаться в выдающихся культурных кругах, заказывая портреты знаменитостей того времени и принимая в своем доме таких выдающихся деятелей, как Илья Репин, Иван Тургенев, Иван Крамской и Петр Чайковский.

Хотя это была его личная коллекция, Третьяков намеревался сделать ее «галереей народного искусства, открытой для всех», заявив в 1860 году: «Для меня, истинного и пылкого любителя живописи, нет лучшего желания, чем основать общедоступное хранилище изящных искусств, которое принесет пользу многим и доставит удовольствие всем».

Желание молодого коллекционера было благополучно осуществлено в 1892 году. После смерти своего брата Сергея, который завещал городу собственную художественную коллекцию и половину особняка в Лаврушинском переулке, Павел Третьяков передал галерею в дар городу Москве. Коллекционер умер 4 декабря 1898 года, пожертвовав сотни тысяч рублей на дальнейшее содержание и приобретение картин для галереи. В течение следующих двух десятилетий коллекция была профессионально отреставрирована, каталогизирована и упорядочена, чтобы поднять Третьяковскую галерею на уровень ведущих европейских музеев.

Музейный комплекс

Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.

Зал № 17 — «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — 1866 (Василий Перов)

Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.

Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.

Зал № 3 — «Портрет Петра III» — 1762 (Антропов А.П.)

Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.

Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.

Зал № 26 — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — 1880 (Валентин Байгильдин)

Третьяковская галерея на карте

Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия

Третьяковская галерея

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Станция Метро Третьяковская (Калининская линия)Переход на станции

Третьяковская, (Калужско-Рижская линия)Новокузнецкая, (Замоскворецкая линия)

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

улица Крымский Вал, 10, Москва, Россия

Новая Третьяковка

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Станция Метро Новокузнецкая (Замоскворецкая линия)после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Станция метро Полянка (Серпуховско-Тимирязевская линия)

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Остановка Большая Якиманка (Большая полянка ул.)Автобус № М6 Автобус № К Троллейбус №8 

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Остановка Большая Якиманка (Якиманский проезд)Автобус М1 Автобус Н1(ночной) Автобус № 144 Троллейбус № М4 Троллейбус № Т7 Троллейбус №4 

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Остановка Метро Третьяковская (Садовнический проезд)

Автобус № 3н 

Трамвай № А Трамвай № 3 Трамвай № 3н Трамвай № 39 

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Остановка Метро Новокузнецкая (Пятницкая ул.)

Автобус № М5 

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Остановка наземного транспорта

Метро Третьяковская (Большая Ордынка)

Автобус № М5 

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Станция метро «Октябрьская» (Калужско-Рижская линия)

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

ОктябрьскаяКольцевая линия

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→

Парк Культуры (Сокольническая линия)Парк Культуры (Кольцевая линия)

после того как перейдете по нужной ссылке — вторую точку выбираете кликом по карте куда нужно добратьсяПроложить на авто отсюда → Как доехать на общ.транспорте отсюда → Пешком от этого места→