Почему тадж-махал

Содержание

Строительство и архитектура Тадж Махала

Остается загадкой, кто построил и был автором проекта Тадж Махала. В те времена труд архитекторов в исламском мире не был в почете, все лавры и слава о величии сооружений доставались заказчику, а потому в летописях в связи с возведением святыни упоминается лишь имя Шах Джахана. По мнению историков, основная идея строения принадлежала знаменитому в то время архитектору Устаду Ахмад Лахаури. Именно стиль этого зодчего отчетливо просматривается в архитектуре мечети.

Стройка началась зимой 1632 года. На строительстве было задействовано 20 000 человек, набранных из подданных императора и привезенных из соседних государств. Честью учувствовать в строительных работах удостаивались лишь самые лучшие мастера, ведь по задумке императора усыпальница любимой жены должна была стать совершенством.

Особенности архитектуры

Самой примечательной особенностью архитектуры этого строения является оптическая иллюзия, она удивляет не только туристов, но и именитых архитекторов. Иллюзия заключается в том, что человек привык, когда он приближается к объекту, объект увеличивается, кода отдаляется, объект, уменьшается. Здесь все наоборот. При приближении к храму, он визуально становится меньше, и чем вы ближе, тем храм меньше. А когда спиной вперед отходишь назад, строение становится все больше, и в итоге практически нависает над человеком.

Строение делится на две части, одна символизирует мирскую жизнь, другая жизнь загробную, непознанную и необъяснимую. Соединяет эти два мира дорожка с прудом, которая берет свое начало от арки мавзолея. Эта дорога перехода между двумя мирами.

Внутри достопримечательности туристов встречает шикарный восьмиугольный зал с роскошными колоннами. Стены усыпаны невероятной красоты драгоценными камнями и самоцветами, которые были собранны по всему миру. Послы правителя приезжали и в Россию за редкими сортами малахита и яшмы. За мраморной ширмой установлены два сияющих саркофага четы Джахан. На самом деле эти гробницы не настоящие, могилы супругов находятся под землей.

Разграбление гробницы

На сегодняшний день известно, что во время гражданского восстания 1857 года, англичанами было захвачено золото, которым были отделаны шпили усыпальницы. Также солдаты вынесли и большую часть драгоценных камней со стен Тадж-Махала. Многие утверждают, что разграбление было намного масштабней. По приданиям исчезли двери, выполненные из резной яшмы, а также бриллианты и персидские ковры.

Сегодня нельзя точно сказать, что было действительно похищено, но после восстания британский вице-король в Индии приложил все усилия на восстановление чуда света, потратив на это массу средств. Чтобы такое не повторилось в годы Второй мировой войны вокруг здания были возведены строительные леса, которые смогли замаскировать чудо света и оно осталось нетронутым.

Оседающий Дворец

Для возведения святыни строителями была сооружена специальная площадка, которая возвышалась на 50 метров над уровнем реки. Сегодня под воздействием природных факторов Тадж-Махал стал оседать. Это вызывает серьезные опасения местных властей, ведь святыня покрывается трещинами и, по мнению многих специалистов, она может попросту разрушиться в скором времени.

Сегодня разрабатываются многочисленные проекты, которые смогли бы остановить разрушение Тадж-Махала, но единого мнения как сохранить святыню, до сих пор нет. Есть и другое мнение, некоторые археологи утверждают, что серьезной опасности для сохранности святыни нет. По результатам их исследований осадку здание дало незначительную и за 70 лет наблюдений, его состояние осталось удовлетворительным.

Музей Тадж Махал

Туристам, приезжающим в Тадж-Махал обязательно нужно посетить небольшой местный музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, аналогов которым нет во всем мире

Первое, что привлекает внимание – это портреты самого Шаха Джахана и его жены Мумтаз из слоновой кости. Работы очень древние, но прекрасно сохранились

Также в музее выставлены золотые и серебряные монеты, чертежи и документы. Самым необычным экспонатом считается сервиз тарелок, выполненных из селадона. По легенде, если в них положить отравленную еду, они тут же изменят свой цвет или вовсе разлетятся на мелкие куски. Считается, что из этих тарелок ел Шах Джахан, который серьезно опасался своего отравления.

Тадж-Махал – чудо света: архитектура мечети

Дворец Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение с 4 минаретами по углам. Внутри мавзолея расположены две гробницы – шаха и его жены.

Мечеть возведена на платформе, прочность фундамента обусловлена тем, что уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки Джамна. Общая высота Тадж-Махала составляет 74 метра.Перед зданием разбит трехсотметровый сад с фонтанами и мраморный бассейн, при определённом ракурсе в его водах симметрично отражается всё сооружение.

Самым примечательным компонентом индийского Тадж-Махала является белый мраморный купол. Стены также выложены из полированного полупрозрачного мрамора с элементами драгоценных камней и самоцветов (жемчуга, сапфиров, бирюзы, агата, малахита, сердолика и других). Мечеть Тадж-Махал выполнена в соответствии с исламской религиозной традицией, интерьер украшен абстрактными символами и строками из Корана.

Тадж-Махал считается жемчужиной мусульманского искусства в стране Индии и лучшим примером архитектуры стиля моголов, где сочетаются индийские, персидские и арабские элементы.

Интересные факты

  • С 2007 года индийский Тадж-Махал состоит в списке Новых 7 чудес света.
  • Что такое Тадж-Махал? Это название переводится с персидского как «Величайший Дворец» («Taj» – венец, «Mahal» – дворец).
  • Многие ценные предметы интерьера Тадж-Махала были украдены – драгоценные камни, самоцветы, венец главного купола – золотой шпиль и даже входные двери, сделанные из серебра.
  • Благодаря особенности мрамора, в разное время суток и в зависимости от погоды, мечеть Тадж-Махал способна менять цвет: днем здание выглядит белым, на рассвете розовым, а в лунную ночь – серебристым.
  • Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч людей; за год – от 3 до 5 миллионов человек. Пик сезона – октябрь, ноябрь и февраль.
  • Тадж-Махал был запечатлен во многих фильмах, самые популярные из них: «Армагеддон», «Марс атакует!», «Пока не сыграл в ящик», «Жизнь после людей», «Последний танец», «Миллионер из трущоб».
  • Над Тадж-Махалом запрещается летать самолетам.

Как посетить: цена, билеты, время работы

Стоимость входа*: для иностранцев – 1000 INR**, для граждан Индии – 530 INR.**

*В билет включено посещение Тадж-Махала, старинного форта (Agra Fort) и Мини Тадж (Baby Taj) – усыпальницу Итимад-уд-Даула. **INR — Индийская Рупия (1000 INR = 15.32 $) ** Цены указаны по состоянию на октябрь 2017

  • Дневное время: 6:00 — 19:00 (будние дни, кроме пятниц — день молитв в мечети).
  • Вечернее время: 20:30 — 00:30 (за 2 дня до и 2 дня после полнолуния, кроме пятниц и месяца Рамазан).

Правила посещения: проносить в Тадж-Махал разрешается только маленькие дамские сумочки, мобильные телефоны, фотоаппараты, небольшие видеокамеры, воду в прозрачных бутылках.

Как добраться до храма Тадж-Махал

Адрес, где находится Тадж-Махал: Индия, штат Уттар Прадеш, г. Агра, р-н Теджгиндж, Форест Колони, Дхармапери.

Если вы отдыхаете на Гоа и хотите попасть в Тадж-Махал, то прямых рейсов из аэропорта Гоа в Агру нет. Самолетом можно долететь до Дели, а оттуда есть ежедневные рейсы в город Агра. Расстояние между Гоа и Агрой примерно 2000 км.

Из Дели в Агру самостоятельно: самолетом — 3-4 часа в пути; на автобусе — 15-20 $ (3 часа в пути); утренним поездом 12002 Bhopal Shatabdi — 5-10 $ (2-3 часа в пути).

Самый простой способ: заказать экскурсию или организацию индивидуального тура в Агру с посещением Тадж-Махала. Наиболее популярные: тур Гоа-Агра, тур Дели-Агра.

Чтобы быть ближе к популярной достопримечательности или увидеть Тадж-Махал с крыш гостиниц и гестхаусов, бронируйте отели в Агре с помощью удобного сервиса Planet of Hotels.

В 2,5 км от Тадж-Махала находится вторая по популярности достопримечательность города — Форт Агра. Так вы сможете осмотреть два архитектурных шедевра за один день.

http://fb.ru/article/248802/istoriya-sozdaniya-tadj-mahala-indiya-agra-interesnyie-faktyi-fotohttp://arhi1.ru/arh-pamyatniki/india/tadzh-mahalhttp://planetofhotels.com/indiya/agra/tadzh-mahal

Тадж-Махал: история создания

Архитектурный памятник Индии известен своей романтичной легендой. Шах-Джахан — падишах Империи Бабуридов, имел несколько жен. Однажды, правитель увидел на местном рынке 19-летнюю девушку, которая моментально очаровала его. Ее красота настолько сильно покорила сердце императора, что он решил сделать ее третьей супругой. На свадебной церемонии девушка получила имя Мумтаз-Махал, что в переводе означает ‘Жемчужина дворца’.

Между Шах-Джаханом и третьей женой была особая душевная связь, в отличие от его отношений с предыдущими женами, поэтому он позволял ей отправляться вместе с ним в военные походы. В браке возлюбленные прожили 19 лет. За это время Мумтаз подарила императору 14 детей. Последние роды стали для нее роковыми. Правитель пообещал жене построить для нее самый красивый мавзолей. Но старт работ начался не сразу.

Первый год Шах-Джахан безумно горевал по Мумтаз и большую часть времени проводил в уединении. После траура подданные еле узнали своего великого правителя. Шах-Джахан сильно постарел, обзавелся сединой и сгорбился. В летописях есть свидетельствования, что император перестал слушать музыку, носить украшения и роскошные наряды. В 1631 году глава государства приступил к созданию великого архитектурного объекта — Тадж-Махала.

Известно, что центральный мавзолей закончили строить уже в 1648 году, а остальные работы велись еще 5 лет. Для инкрустации внутренних стен использовались расписные изразцы (особая керамическая плитка), жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни с разных мест. Малахит доставляли из России, сердолик — из Багдада, бирюзу — из Тибета, хризолит — с берегов Нила, ляпис-лазурь привозили с Цейлона, сапфиры — из Шри-Ланки, а рубины — из Сиама. Из черного мрамора выполнено декорирование с цитатами из Корана.

Памятник архитектуры Индии обладает рядом символических знаков:

  • В парке, который обрамляет ансамбль мраморных сооружений, растут кипарисы. В исламе они олицетворяют печаль.
  • На входных воротах вырезаны откровения из священной книги Коран, которые обращаются к каждому верующему. Они заканчиваются словами: «Войди в Мой рай».
  • В некоторых источниках упоминается, что Шах-Джахан хотел приблизиться к божественному знанию, поэтому пытался построить рай на Земле. Иногда император говорил, что сооружает трон Аллаху.
  • Индийская жемчужина полностью симметрична.
  • Внутри Тадж-Махала размещены две гробницы — Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Их истинное место захоронения находится значительно ниже — прямо над усыпальницами, глубоко под землей.

Ранее особой роскошью мраморного сооружения считались входные двери, которые были выполнены из настоящего чистого серебра, но, как и большинство ценных предметов интерьера, они были украдены. Несмотря на это, Тадж-Махал все еще не перестает удивлять туристов и местных жителей роскошным видом и необычайной красотой.

Существует предположение, что в дальнейших планах правителя было возведение второго дворца на противоположном берегу реки Джамна. В этот раз Шах-Джахан планировал использовать для строительства черный мрамор. Эти планы не смогли осуществиться, так как его сверг собственный сын Аурангзеб. В дальнейшем останки правителя захоронили вместе с возлюбленной. Индийский поэт Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал такими словами: «Слеза на щеке вечности».

Куда поехать отдыхать зимой

https://youtube.com/watch?v=JZaRYLP2iaI

Строительства Тадж-Махала.

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана — главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) — один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи — строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) — как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) — контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора — отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели — главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) — главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) — главный управляющий.

Строительство и архитектура Тадж-Махала

Внутри Тадж-Махал можно увидеть 2 гробницы – Шаха-Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Высота этого 5-купольного сооружения достигает 74 м, имея на каждом углу по одному 41-метровому минарету.

Интересен факт, что все минареты специально отклонены в обратную сторону от мавзолея, чтобы в случае разрушения не повредить его. Стены Тадж-Махала выложены из полупрозрачного мрамора, который добывали на расстоянии 600 км от строительной площадки.

При этом на стенах можно увидеть инкрустацию из десятков самоцветов, включая агат и малахит

Важно отметить, что в разное время суток мрамор изменяет свой цвет: на заре – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый

Для доставки мрамора и других стройматериалов использовался 15-километровый пандус из укатанного грунта. По нему 30 быков тащили по одному блоку, возложенному на специальную повозку. Когда блок доставлялся на стройку он поднимался на нужный уровень с помощью уникальных механизмов.

Само собой разумеется, что для строительства такого масштабного сооружения требовалось много воды. Для обеспечения полноценного водоснабжения, архитекторы использовали речную воду, которая доставлялась на строительную площадку посредством канатно-ведерной системы.

На возведение гробницы и платформы ушло около 12 лет. Остальные части Тадж-Махала, среди которых минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота, строились в четкой последовательности еще 10 лет.

Строительные материалы доставлялись с разных регионов Азии. Для этого было задействовано свыше 1000 слонов. В общей сложности, для инкрустации белого мрамора были использованы 28 видов самоцветов, которые везли из соседних государств.

Кроме десятков тысяч рабочих, за художественный облик Тадж-Махала отвечали 37 человек, каждый из которых был мастером своего дела. В результате, строителям удалось построить невероятно красивое и величественное здание.

Общая территория всего комплекса Тадж-Махал, вместе с другими постройками, имела прямоугольную форму 600 х 300 метров. Прекрасно отполированные беломраморные стены мавзолея, украшенные самоцветами, отражали как солнечный, так и лунный свет.

Напротив сооружения находится крупный мраморный бассейн, в водах которого видно отражение Тадж-Махала. Во внутреннем зале в 8-гранной погребальной камере располагаются гробницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана.

Усыпальницы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана

Ислам запрещает тщательно украшать места захоронения. Поэтому тела супругов были помещены в относительно простой склеп под внутренним помещением.

В проектировании комплекса скрывается множество символов. К примеру, на воротах, ведущих в парк, окружающих мавзолей, высечены стихи из 89-й суры Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!».

В западной части усыпальницы можно увидеть мечеть, параллельно которой располагается гостевой дом (джаваб). Весь комплекс Тадж-Махал имеет осевую симметрию, за исключением гробницы Шах-Джахана, которая была возведена уже после его кончины.

На территории комплекса находится сад с фонтанами и продолговатый бассейн площадью в 300 м². В южной стороне размещен закрытый двор с 4 воротами, где построены мавзолеи еще 2-х жен падишаха – Ак­ба­ра­ба­ди и Фа­тех­пу­ри.

Строительство Тадж-Махала

Землю, на которой появилась усыпальница, император приобрел у одного из подданных. Грандиозная стройка началась в 1632 году. Возводили мечеть Тадж-Махал более 20 тысяч человек, которые приехали из разных уголков страны. Чтобы дворец был безопасным, рабочим пришлось трудится не покладая рук. Сначала они подготовили почву – огромную территорию тщательно перекопали, а грунт на ней решено было заменить, чтобы здание получилось крепким.

Мрамор для мавзолея доставляли на слонах из удаленной местности. Для его быстрой транспортировки даже изобрели специальные повозки и подъемные пандусы. Строить из этого мрамора другие сооружения запретили. Если любоваться постройкой в разное время суток, то можно увидеть, что ее цвет меняется. Днем он кажется белым, во время заката становится слегка розоватым, а по ночам кажется серебристым.

Цвет дворца меняется в разное время суток

Напряженная работа кипела и днем, и ночью. Чтобы прокормить трудившихся над возведением Тадж-Махала, приходилось использовать зерно, предназначенное для жителей провинции. В стране начались финансовые проблемы и страшный голод. Мавзолей был возведен к 1643 году, а все сопутствующие работы удалось завершить только через 10 лет.

Споры о том, сколько правитель строил мечеть, длятся до сих пор. Также историки не пришли к единому мнению в вопросе, что случилось после окончания работ со строителями. Популярны три версии:

  1. Их казнили, чтобы никто не выдал секреты величественной усыпальницы.
  2. Всем, кто возводил мавзолей, выкололи глаза и отрубили руки, чтобы позже они не смогли принять участие в создании подобного шедевра.
  3. Некоторые историки убеждены, что единственное, что ждало рабочих после завершения строительства – письменное заверение, что они не будут участвовать в строительстве похожей усыпальницы.

Усыпальница с высоты птичьего полета

Основные моменты

Рабиндранат Тагор описал Тадж-Махал как «слезу на щеке бессмертия», Редьярд Киплинг – как «олицетворение всего непорочного», а его создатель император Шах Джахан сказал, что «солнце и луна уронили слезы из своих глаз». Каждый год туристы численностью, вдвое превышающей население Агры, проходят через ворота города, чтобы хоть раз в жизни увидеть здание, по праву названное многими самым красивым в мире. Мало кто уходит разочарованным.

Это действительно памятник, прекрасный во все времена года. Есть те, кому очень нравится вид Тадж-Махала в Шарад Пурнима, первое полнолуние после муссонов, в безоблачный вечер в октябре, когда свет самый ясный и самый романтичный. Другие любят смотреть на него в разгар самых сильных дождей, когда мрамор становится полупрозрачным, а его отражение в каналах садов, окружающих мавзолей, размывается в покрытой рябью воде. Но он производит завораживающее впечатление в любое время года и в любой момент дня. На рассвете его цвет меняется от молочного до серебристого и розового, а на закате он выглядит, словно сделанный из золота. Взгляните на него также в сиянии полудня, когда он ослепляюще-белый.

Рассвет над Тадж-Махалом

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). Добраться до г. Агра можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) — 57 км, Дели (Delhi) — 204 км, Джайпур (Jaipur) — 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) — 400 км, Лакхнау (Lucknow) — 369 км

Полезные советы

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

https://youtube.com/watch?v=D17f6pi6uAM

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter, чтобы сообщить нам.

Как купить билеты на поезд?

Билеты можно купить в любом вокзале Дели. Когда туристы покупают билеты, они указывают в бланке номер поезда, на котором они желают доехать до Агры. Можно заполнить сразу несколько бланков. Если на желаемом поезде не будет мест, пассажир может поехать на другом.

Купить билеты можно в специальном офисе. Он находится на втором этаже вокзала Нью-Дели. Внутри всё сделано, чтобы клиентам было комфортно. В офисе есть кондиционер. Пассажир может сесть на мягкий диван и заполнить формы. После этого бланк нужно отдать работнику фирмы.

Покупка билетов через интернет — удобный способ для иностранцев. Для этого нужно зайти на сайт www.cleartrip.com  и забронировать билеты. Они придут на электронную почту. Лучше заказывать билеты за 2-3 дня до поездки.

Единственная проблема заключается в том, что забронировать билет можно только при наличии индийского номера телефона. Он потребуется, чтобы на него выслали код при покупке билета. У туриста не получится купить билет, если он это сделает в России.

Можно купить билет на поезд в туристическом агентстве, но там цена будет выше, чем на вокзале. В индийских турагентствах покупать билеты очень удобно. Но иностранцам доступны не все функции, которые выполняет компания. В индийских агентствах продаются билеты на любой транспорт. Агентство возьмёт комиссию в размере 30-50 рупий. Она указывается в билете. Но с работниками индийских агентств можно поторговаться. Есть неплохой шанс, что они снизят цену.

Какие бывают типы вагонов в индийских поездах?

Вагоны в поездах Индии различаются по классам:

  • Самый бюджетный Second Class sleeper напоминает наши плацкартные вагоны, только вместо двух полок на одной стене три. Главный недостаток таких вагонов заключается в том, что там нет кондиционера и ехать в них очень душно. В дешёвых вагонах нет стёкол. Часто вместо них используются решетки. В основном, Second class sleeper пользуются местные жители. Стоимость проезда – 75 рупий (67 рублей).
  • AC 3-Tier Sleeper. В них есть окна и кондиционер. Так же, как и в вагонах Second Class sleeper, на каждой стене прикреплено по три полки.
  • AC 2-Tier Sleeper. В отличие от предыдущего типа вагонов на одной стене висит 2 полки. То есть так же, как в наших плацкартах. На окнах есть шторки. Туристов в таких вагонах кормят. Но еда там не очень приятная для россиянина.
  • AC 1-го класса. В каждом купе по две кушетки. Напоминают вагоны класса СВ в российских поездах.
  • AC Chair Car (CC). Это вагон из сидячих мест. Кресла в них достаточно мягкие. Туристы могут воспользоваться убирающимися столиками на передних креслах. В вагоне есть кондиционер. Проезд – 700 рупий (620 рублей).
  • 2nd Sitting — вагоны с сидячими местами. То же самое, что и российские электрички. Проезд в таком вагоне будет стоить 370 рупий (330 рублей).

Спасение Тадж Махала

  1. В конце 19 века во время гражданского восстания в Индии комплекс разграбили. Английские колонисты вырубали драгоценные материалы из стен здания, растаскивали золотые и серебряные детали зданий. Лорд Джордж Натаниэл Керзон, будучи вице-королём Индии, задумал масштабную реконструкцию для восстановления великолепия мечети. В 1908 году работы были завершены. Сад переделали под британский ландшафтный стиль. На месте украденных серебряных ворот поставили медные. Золото заменили на бронзу.
  2. Во время войн в 1942, 1965, 1971 годов правительство маскировало Тадж Махал строительными лесами. Благодаря этому здание сохранилось.
  3. Недавно в стенах Тадж Махала обнаружены трещины. Специалисты связывают это с обмелением реки Ямуны. Это ведёт к изменению структуры почвы. Есть мнение, что мавзолей проседает и может со временем разрушиться.
  4. Мрамор начал терять свою легендарную белизну. Объясняют это загрязнением воздуха. Поэтому в городе Агора, где расположен комплекс, закрыли многие производства, но не все, а к самому памятнику можно подъехать только на электрическом транспорте или подойти пешком.
  5. Мрамор приходится регулярно чистить специальной глиной, чтобы поддерживать его белизну.
  6. Из-за загрязнения Ямуны сильно увеличилась популяция насекомых, которые оставляют на белом мраморе свои зелёно-черные экскременты. Для этого надо прекратить сброс в реку из 52 труб, чтобы естественным образом решить вопрос.
  7. South China Morning Post сообщила, что власти Индии собираются ограничить доступ к памятнику в целях его сохранности.

Ещё несколько интересных фактов о Тадж Махале в видео

https://youtube.com/watch?v=c1RQnTRc4ng

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал – это признанный шедевр всемирного наследия и одно из семи Новых чудес света, что находится в городе Агра близ реки Джамна в Индии. Мечеть была возведена в XVII веке по приказу Шах-Джахана – падишаха Империи Великих Моголов, который посвятил строительство Тадж-Махала своей жене Мумтаз-Махал (позже здесь был похоронен и сам индийский шах).

История создания мавзолея Тадж-Махал в Индии

Создание Тадж-Махала связано с легендой о любви падишаха Шах-Джахан и девушки Мумтаз-Махал, которая торговала на местном рынке. Индийский правитель был так очарован ее красотой, что вскоре они поженились. В счастливом браке родилось 14 детей, но во время родов последнего ребенка Мумтаз-Махал умерла. Шах-Джахан был подавлен смертью любимой жены и в память о ней велел построить мавзолей, красивее которого нет нигде.

Возведение храма Тадж-Махал началось в 1632 году и завершилось в 1653 году. К строительству были привлечены около 20 тысяч мастеров и рабочих со всех концов империи. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури, также есть версия, что главным автором проекта является персидский архитектор Устад Иса (Иса Мухаммад Эффенди).

Строительство гробницы и платформы заняло примерно 12 лет. За последующие десять лет были возведены минареты, мечеть, джаваб и Большие ворота.

Гробницы падишаха Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал