Технология imax 3d: что это

Содержание

История. С чего всё началось.

С давних пор люди, в силу бинокулярности зрения стремились запечатлеть наш мир таким, каким мы его воспринимаем, т.е. трёхмерным. Первые успешные работы, о которых известно на данный момент, относятся к 19-му веку. В 20-м веке человечество не остановилось на статичных стереоизображениях. Киноиндустрия стала развиваться бешенными темпами и для добавления изюминки, начали снимать первые фильмы в 3D, используя анаглиф.Технология подразумевает использование двух камер, для отображение используется цветовое кодирование. Она достаточно быстро завоевала популярность в силу простоты реализации: для просмотра необходимо цветокодированное кино и очки со светофильтрами красного и синего цвета. Показывать такое кино можно в любом кинотеатре. Сейчас такие фильмы можно смотреть и на компьютере. Главным минусом этой технологии является неполная цветопередача.

Далее были различные технологии попеременного перекрывания глаза, но они сложны и не так интересны, об их истории как-нибудь в другой раз.

Различия между IMAX и 3D

Хотя 3D и IMAX 3D обе относятся к технологиям трехмерного изображения и с позиции наблюдателя соизмеримы по качеству отображения эффектов, все таки, между ними имеются отличия. Рассмотрим их:

  1. Камеры для съемки. В IMAX фильмы снимаются с помощью специализированной аппаратуры. У такой камеры два объектива, что позволяет снимать предметы так, как это видит человек. Однако оборудование, ввиду большой стоимости, применяют для съемки не всей картины, а наиболее ярких моментов. В обычных же кинотеатрах зачастую используют фильмы, которые с помощью специального программного обеспечения превращают в 3D.
  2. При просмотре фильма в 3D зритель может позволить себе находиться в любом положении, наклонять и поворачивать голову, качество картинки не изменится. В отличие от IMAX, где смотреть нужно прямо, что не всегда возможно сделать на протяжении нескольких часов.
  3. В IMAX экран располагается на всю стену, в виде панорамы, немного изогнут и превышает размеры самого зрительного зала. Он гораздо шире, чем в обычном кинотеатре, во время просмотра не видно ничего, кроме экрана. Благодаря этому картинка более яркая, вместительная, детальная и объемная. Кинозалы IMAX создаются по уникальным проектам, таким образом, чтобы рассадить посетителей как можно ближе и в идеальном положении по отношению к экрану, заботясь о том, чтобы картинка была наилучшего качества. Эффект от просмотра объемных фильмов усиливается, благодаря отсутствию слепых зон, создается ощущение погружения в сцену.
  4. Стандартные кинотеатры и те, что предназначены для технологии IMAX, имеют значительные отличия. Размещение зрителей допускается в максимальном приближении к экрану за счет его высокой разрешающей способности. В кинозале устанавливается максимум 14 рядов, задние кресла размещены от экрана на расстоянии, равном его высоте. Сиденья создают полулежащее положение, что доставляет дополнительный комфорт.
  5. Принцип получения трехмерного изображения. 3D-формат, для передачи картинки на экран, подразумевает наличие одного проектора, добавляя к этому звуковое обслуживание, чтобы при просмотре звучание было объемным. IMAX же использует два транслирующих проектора, разработанных канадской фирмой. Вес их может доходить до двух тонн, оборудованы они мощным водяным охлаждением. Именно поэтому эффекты смотрятся так живо и реалистично.
  6. Звуковые отличия. В обычном кинотеатре, хотя 3D-технология и предполагает наличие объема в звучании, иногда возникает ощущение, что звук живет отдельно от изображения. В IMAX это исключено, ведь звуковые дорожки для каждого фильма проходят тщательную обработку, чтобы в объединении с акустикой зала произвести на зрителя неизгладимое впечатление. Звук загружается с отдельного от фильма жесткого диска без сжатия и кодируется по технологии Dolby Digital. В других цифровых кинотеатрах воспроизведение выполняется сервером с того же носителя, что и изображение. Это конечно влияет на качество звука. Громкоговорители в IMAX установлены за экраном и по периметру кинозала, для обеспечения полного эффекта присутствия.
  7. Стоимость билетов в кинозалы IMAX обычно в несколько раз дороже обычных.

Подводя итоги сравнения этих двух технологий можно смело сказать, что за IMAX 3D стоит будущее. В городах России ее долго не могли реализовать из-за сложности записи видео и его воспроизведения. Стандартное оборудование кинотеатров не подходит для этого и сам экран изготовлен из дорогостоящих материалов.

IMAX выгодно выделяется среди других кинозалов, представляя собой абсолютно новую систему, которая гарантирует полное погружение в фильм. Благодаря всем компонентам этой технологии удалось добиться максимально комфортного и качественного просмотра картин. Поэтому, чтобы погрузиться в атмосферу фильма и забыть о границах реальности, рекомендуется смотреть жанры экшн, хоррор, триллер именно в кинотеатрах IMAX. Но, несмотря на появление этой технологии обычные 3D кинотеатры не стали менее популярными и по-прежнему востребованы.

Виды 3D

На данный момент 3D — это целый класс различных технологий, позволяющих передавать объемное изображение. Перечислим лишь некоторые из этих технологий:

RealD — этот способ заключается в следующем: со скоростью 72 кадра в секунду на каждый глаз проецируется по три поляризованных кадра. При этом экран здесь посеребренный. (Пример: сеть кинотеатров Киностар)

XPAN-D — поочередно правая и левая часть очков затемняются. Все это происходит со скоростью равной 48 кадров в секунду. (Пример: Синема-парк)

DOLBY-3D — здесь свет разделяется по частям спектра. Таким образом, каждый глаз улавливает только волны с конкретным диапазоном длины. Данный вариант обходится дешевле, но цветопередача при этом страдает.

IMAX 3D

Эта технология использует линейную поляризацию изображения. На экран подаётся одновременно два изображения, поляризованных перпендикулярно друг другу, что в сочетании с соответствующими фильтрами в 3D-очках позволяет допустить на каждый глаз предназначенное лишь для него изображение. Не претендуя на глубокое знание физики, поясним своими словами: волны света для левого глаза поставлены вертикально, для правого — уложены горизонтально. На левом фильтре вертикальные щели, на правом — горизонтальные.

В IMAX 3D кинотеатрах применяется посеребрённый экран, который сохраняет поляризацию света. Недостаток этой технологии — она не работает, стоит чуть наклонить голову. Впрочем, фильмов настолько скучных, чтобы было время вертеть головой, в IMAX не крутят.

Уникальным же этот формат делает другая особенность: кадр на плёнке IMAX имеет размер приблизительно 70×49 мм против стандартных 22×16 мм. Это самый большой формат кадра в истории коммерческого кинематографа, он позволяет демонстрировать фильмы на экранах шириной до 22 метров.

Первый в Москве кинотеатр IMAX 3D – Nescafe IMAX на Речном вокзале.

В 2009 открылся ещё один 3D-кинозал: Coca-Cola IMAX Белая Дача в кинотеатре Киностар Нью-Йорк:

5 марта 2010 года сеть Киностар объявила об открытии ещё одного IMAX зала:

  • Место: ТЦ Мега Тёплый стан
  • Цены: 400-850 рублей

Самый центральный IMAX – Каро Фильм Октябрь на Новом Арбате:

Место: Новый Арбат, 24. Метро Арбатская или Смоленская

RealD

Аналог технологии IMAX, но поляризация применяется круговая. Грубо говоря, один поток света закручен по прямой спирали, а другой — по обратной. Это позволяет избавиться от недостатка, связанного с наклоном головы. Подвид технологии — RealD 3D XL — модификация, предназначенная для киноэкранов больших размеров, шириной до 18 метров. В России 3D XL называется SuperD.

RealD применяется в сети кинотеатров Киностар; первый зал, оборудованный 3D аппаратурой SuperD был открыт в ТЦ Мега Тёплый стан, но он теперь усовершенствован до IMAX, а зал SuperD открыт в кинотеатре в Химках:

Dolby 3D

Усовершенствованный анаглиф. Однако, гораздо более качественный, так как изображение делится не на «красное» и «сине-зелёное», а фрагментарно, то есть каждый глаз видит все цвета, но немного разные части спектра.

XpanD

При показе 3D фильма этим методом проектор выдаёт 48 кадров в секунду, чередуя их. Очки синхронно затеняют то правое, то левое стекло. Может показаться странным, но такое мерцание не вызывает утомления и позволяет получить отличную трёхмерную картинку.

Последние два способа применяются в кинотеатрах сетей Каро-фильм, Формула кино, Люксор, 5 звёзд и других. Принципиальной разницы в качестве изображения между ними нет, как нет и единства мнений насчёт лучшей технологии. Мы же рекомендуем остановить свой выбор на кинотеатрах с оборудованием IMAX 3D и SuperD.

Просмотреть 3D кинотеатры Москвы. IMAX, SuperD на карте большего размера

22 мая 2011

Поделиться ссылкой:

Что такое IMAX 3D в кинотеатрах

Обычные кинематографические системы имеют ширину экрана меньше ширины зрительного зала. Формат imax создает панорамный эффект в помещении. Угловые размеры изображения превышают поле обзора человека, сидящего на любом месте. По форме экран напоминает полумесяц. Из-за изгиба границы видео становятся нечеткими, что разрешает максимально погрузиться в атмосферу фильма. Человек буквально чувствует, что перемещается в виртуальное пространство. Нередко проектор IMAX называют гигантским экраном.

Технология имеет большую разрешающую способность системы, качественно детализирует изображения. Залы с техникой IMAX не рассчитаны на широкую аудиторию. Помещение допускает не больше 14 рядов, задние из которых располагаются на расстоянии, равном высоте экрана. Удивительно, что кресла стоят под углом, что разрешает человеку максимально расслабиться во время просмотра.

Кинотеатры IMAX в странах мира

В России на июнь 2017 года насчитывается 49 кинотеатров. На территории Украины на июль 2017 года насчитывается 5 залов IMAX: в Киеве, Одессе, Львове, Харькове и Днепре. 24 апреля 2019 откроется первый на Украине зал IMAX with Laser. Технология будет применяться в кинотеатре Multiplex Lavina IMAX Лазэр. Особенность технологии заключается в расширении цветовой палитры изображения и усилении резкости и контрастности, что позволяет углубить эффект присутствия в сюжетной линии фильма.

  • «Киносфера» — первый IMAX-кинотеатр. Расположен в Торонто (Канада)

  • Планетарий и кинотеатр «Полушарие» в Городе искусств и наук (Валенсия, Испания)

  • Кинотеатр IMAX в торговом центре River Centre, Сан-Антонио (США)

  • Купольный кинотеатр IMAX DOME в Тихуане (Мексика)

  • Кинотеатр IMAX в Варшаве (Польша)

  • Кинотеатр IMAX в Эйлате (Израиль)

  • Кинотеатр IMAX в Вюрцбурге (Германия)

RealD 3D — что это?

Создателем технологии является образованная в 2003 году компания RealD Cinema. Компания Sony имеет эксклюзивные права на эту технологию. Именно ее мы и подразумеваем сегодня под 3D-кино. Суть технологии в том, что когда мы надеваем в кинозале 3D-очки, мы получаем эффект своего собственного бинокулярного зрения. Линзы и специальные проекторы передают нам картинку отдельно на левый и правый глаз. Поэтому кажется, что все предметы в кино летят нам в лицо.
Но что это — RealD 3D? Особенность технологии заключается в так называемой круговой поляризации, что обеспечивает хороший зрительный эффект со всех углов обзора и позволяет нам при просмотре фильма менять положение тела, наклонять голову. Изображение для левого глаза проецируется по движению часовой стрелки. Для правого — наоборот. Из-за этого технология и получила название круговой. При этом изображение не будет пропадать по периферии. Актуально, например, для детей, когда они смотрят мультфильмы.

Технические особенности, разновидности формата

До момента, когда зритель сможет насладиться реалистичным изображением, фильм надо отснять, сделать копии, построить зал, в котором будут реализованы все возможности технологии аймакс или 3D, или обеих сразу.

Для этого нужны:

  • Пленка шириной 70 мм, что в 2 раза больше стандарта. На ней изображение позиционировалось не поперек кадра, а вдоль. Внутри кинопроектора она двигалась по горизонтальной оси, а не по вертикальной. При перечисленных характеристиках на кинофильм, такой же продолжительности как широкоформатный «Тодд АО», требовалось в три раза больше пленки. Причем специальной, сделанной на лавсановой подложке, которая предотвращала деформацию во время съемки или копирования.
  • Сделанная по специальному заказу киносъемочная аппаратура. В мире существует всего 26 камер, которые могут снять картину в этом формате. Из-за большого веса аппаратов, огромного расхода пленки ( 150 метров нужно для полутора минутного ролика), их задействуют для съемок отдельных сцен, а не всей картины. В оригинальном формате создано всего несколько короткометражек, отснятых на околоземной орбите.

  • Кинопроектор, не повреждающий пленку, двигающуюся по горизонтали. Оснащен специальным механизмом фиксации кадра, освещения. Во время демонстрации копия внутри проектора покадрово прижимается вакуумом к специальной стеклянной пластине. Так получается идеально ровный кадр, который проецируется на экран кинозала через короткофокусный объектив. Внутри установлены мощные ксеноновые лампы, дающие яркий пучок света, необходимый для качественной картинки. Вся конструкция оснащена системой водяного охлаждения, может весить больше 1 200 кг.
  • Для демонстрации фильма нужна специальная звуковая аппаратура: совмещенной фонограммы, записанной поверх видеоряда, этот формат не предусматривает. Сначала использовали магнитные ленты (как в обычном магнитофоне), которые в конце ХХ века заменила 7-канальная звуковая дорожка системы Dolby Digital.
  • Кинозал оснащают экраном со стандартным размером 22 х 16,1 метра (возможны вариации), системой динамиков, установленных в определенных точках. Во время проецирования изображения у него нет четких видимых границ, создающих «слепые» зоны. Обычно зал рассчитан на 8 — 14 рядов.

Существует несколько разновидностей формата IMAX. В чем разница:

  • Dome / OMNIMAX: снимают фильм с помощью объектива «рыбий глаз», искажающего изображение. Во время съемки оптическая ось получается смещенной книзу. Чтобы картинка получилась выпуклой, его проецируют на экран в виде полусферы. Проектор размещается в центре кинозала, убирается после окончания сеанса.
  • 3D: съемка и демонстрация идет сдвоенным аппаратом, как бы воспроизводящим работу человеческих глаз. Во время киносеанса одновременно проецируют две картинки: идентичные в картинах аймакс, отличающиеся для 3D.
  • 4D: увы, но это только маркетинговый ход. В основе стандартный формат аймакс, дополненный цифровой звуковой дорожкой.
  • HD: увеличенная в 2 раза скорость смены кадра. Кинотеатры любых форматов демонстрируют картины со скорость 24 кадра в минуту, HD – 48. Из-за того, что в 2 раза возросла не только скорость, но и длина пленки для фильма, пока технология распространена мало.

С начала двухтысячных стали использовать методику IMAX DMR: сканирование изображения, отснятого на обычную пленку. Компьютерная обработка, перевод в цифровой вариант аймах. Для демонстрации кинокартины больше не надо покупать копию, достаточно просто скачать лицензионный обработанный вариант (прошедший ремастеринг) с сервера.

Разновидности IMAX

Сферорамная киносистема, которая демонстрирует фильм на куполовидный экран носит название IMAX Dome. Съемки проводятся с помощью объектива «рыбий глаз». Он искажает изображение, снятое на пленку, поэтому части кадра, которые сильно деформируются, затеняются специальной маской. Искажения компенсируются формой экрана. В результате получается картина, похожая на полусферический обзор. Чтобы получить картину, полностью заполняющую купол, оптическая ось объектива проходит намного ниже центра. Поэтому небо занимает значительную часть изображения.

Проектор купольного кинозала поднимается с помощью специального лифта и располагается, как проектор планетария. С помощью широкоугольного объектива картина фильма покрывает угол обзора на 1800 по горизонтали, 1000 по вертикали вверх и 220 вниз. Из-за этого изображение достигает гигантских размеров. В Копенгагене, например, площадь купольного экрана IMAX Dome составляет 800 м2. Ниже представлены особенности технологии съемок формата IMAX 3D:

  1. Чтобы создать трехмерную картину применяют сдвоенный киносъемочный аппарат. Объективы находятся на расстоянии стереобазиса, которое совпадает с пространством между зрачками среднестатистического человека. Иногда ширину делают больше специально для усиления эффекта глубины пространства, при главных сценах кино.
  2. Во время сьемок 3д применяют две жесткие пленки по 65 мм, одна для левого глаза, другая – для правого. Аппаратура тяжелая, весит больше 100 кг, это значительно замедляет рабочий процесс. Трудности возникают при съемках сцен подвижно камерой. Для формата IMAX 3D используют сдвоенные цифровые кинокамеры с сенсором Супер-35, который потом переводится в стандарт.
  3. Для фильмов 3Д применяется поляризационная технология получения стереоизображения. Прокат кино формата IMAX 3D появляется реже из-за высоких требований к экрану. Он не должен менять поляризацию света, падающего из двух проекторов. Чтобы избежать этой проблемы, экран обрабатывается серебряным покрытием.

В некоторых кинотеатрах применяют формат IMAX 4DX, повышающих эффект присутствия в атмосфере фильма. Он дает более реалистичные ощущения. Помимо визуального сопровождения, на зрителя воздействуют и другие эффекты: ароматы, запахи, дуновение ветра и ощущение движения. Возникает вопрос, как такое вообще возможно. Например, из боковых сидений струйки воздуха подаются в лицо, а специальная система вентиляции создает ветер. Световые эффекты, типа молний и взрывов, запускаются с помощью боковых стробоскопов. В зале еще присутствуют пузыри и туман.

IMAX HD имеет повышенную частоту съемки и проекцию 48 кадров/секунду. Формат разрешает убирать прерывистость движения, которая часто возникает на крупных экранах. Стоимость оборудования для съемок HD выше в 1,5 раза из-за того, что пленка движется аппарата быстрее. Высокая цена – главное препятствие для развития IMAX HD в России. Самый известный imax кинотеатр данного формата находится в Диснейленде.

Чем отличается IMAX 3D от 3D

В кинотеатрах IMAX 3D качество звука значительно выше, при каждой точке зала зритель слышит фильм одинаково. В обыкновенных 3д залах первые ряды страдают от слишком высоких звуковых частот. Новый формат превосходит в плане технических характеристик. Зато они умещают большее количество людей. Экраны формата IMAX 3D имеют форму полумесяца, 3д – плоские. За счет этого зритель погружается в картину фильма. Стоимость на аймакс кино существенно выше, но эмоции будут непередаваемые.

Послесловие

В настоящее время в мире действует более 220 театров Аймакс в 26 странах.

Филиал корпорации — компания Sonics Associates производит специальное высококачественное звуковое оборудование для театров.

Стратегический альянс корпорации «Аймакс» включает такие известные мировые компании и корпорации, как:

  • Ассоциация театров с гигантскими экранами (LFCA),
  • Знаменитые участники (Famous Players Inc),
  • Левис Синеплекс (Loews Cineplex),
  • Локхид Мартин (Lockheed Martin Corp.),
  • Национальное управление по авиации и космонавтике (NACA) и др.

Корпорация «Аймакс» — публичная. Акции котируются на мировой фондовой бирже Nasdaq и фондовой бирже Торонто.

К сожалению, в нашей стране нет ни одного кинотеатра, работающего
по технологии Аймакс и наши Российские зрители не могут увидеть самый
знаменитый фильм года, снятый нашими Российскими космонавтами. Хочется
надеяться, что динамика развития отечественного кинопроката и видимая
тенденция внедрения новых технологий в реконструируемые и вновь
строящиеся кинотеатры и многозальные кино комплексы, позволит нашим
зрителям в обозримом будущем познакомиться с этим фантастическим видом
искусства — Аймакс 3D.

 

НАЗАД
ВПЕРЁД

3D

Свою историю объемные видео начали еще в последние годы 19 века в Соединенных Штатах Америки. В России первый кинотеатр, демонстрирующий фильмы в таком формате, открылся в 1911 году в Санкт-Петербурге. С тех пор, технологии претерпели кардинальные изменения, а кинотеатры, обладающие возможностью воспроизводить фильмы такого формата, появились в каждом городе.
Создание фильмов в 3D происходит одним из трех способов:

  • Фильм, созданный полностью в компьютерной графике, конвертируется в 3D формат.
  • Фильм снимается на 2D камеру, после чего подвергается компьютерной обработке и получается частичное 3D.
  • Съемка фильма происходит на специальную IMAX камеру с использованием сразу двух пленок.

При просмотре фильма в формате 3D зрителю предлагается надеть специальные очки, за счет чего и будет достигнут эффект объемного изображения. Проекция на экран в зале кинотеатра происходит сразу с 2 проекторов, каждый из которых проецирует слегка отличающиеся друг от друга изображения. Существует несколько методов показа 3D фильмов:

  • Анаглифический.
  • Затворный.
  • Поляризационный (применяется, в основном, при демонстрации в формате IMAX 3D).

Анаглифический метод заключается в том, что очки имеют встроенные световые фильтры, каждый из которых имеет определенный цвет. За счет использования таких фильтров, каждый глаз человека видит только одно изображение из двух, предназначенное именно для этого глаза.

Затворный метод основан на иллюзии. Во время демонстрации фильма таким методом, на экран проецируются поочередно два изображения с повышенной частотой кадров, из-за чего зритель не замечает этого. А 3D эффект создается за счет затемнения одного из стекол очков в соответствии с кадром на экране, благодаря чему создается впечатление, будто изображение объемно.

Поляризационный метод основан на фильтрах. На экран демонстрируются сразу два кадра с разных проекторов, на которые уже наложены фильтры. Очки также имеют встроенные фильтры, благодаря чему каждый глаз видит лишь то изображение, которое предназначено для него.

Фильмы частично сняты на камеры IMAX 70 мм.

Заголовок Дата выхода Формат Информация
Фантазия 2000 1 января 2000 г.
Антарктическое приключение Шеклтона 10 февраля 2001 г.
Полный доступ: передний ряд. За кулисами. Жить! 20 мая 2001 г.
Прилив адреналина: наука о риске 18 октября 2002 г.
Подключен к победе 1 января 2005 г.
Альпы 9 марта 2007 г.
Динозавры живы! 30 марта 2007 г. 3D
Дикий океан 18 марта 2008 г. 3D
Темный рыцарь 14 июля 2008 г.
Трансформеры: Месть падших 24 июня 2009 г.
Легенды полета 9 июня 2010 г. 3D
Рожденный быть диким 8 апреля 2011 г. 3D
Дерево жизни 27 мая 2011 г. Не показывается в кинотеатрах IMAX.
Миссия невыполнима — Призрачный протокол 16 декабря 2011 г.
Восстание темного рыцаря 16 июля 2012 г.
Star Trek: Into Darkness 17 мая 2013 года Конвертирован в 3D.
Иерусалим 18 сентября 2013 г. 3D
Голодные игры: и вспыхнет пламя 22 ноября 2013 г.
Люси 25 июля 2014 г. Конвертирован в 3D. Обрезано до 2,39: 1
Межзвездный 5 ноября 2014 г.
Горбатые киты 13 февраля 2015 г. 3D
Путешествие в космос 13 февраля 2015 г. 3D Переработанные кадры с космической станции 3D
Привет 23 октября 2015 г. Музыкальное видео
Звездные войны: Пробуждение силы 18 декабря 2015 г. Конвертирован в 3D.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости 25 марта 2016 г. Конвертирован в 3D.
Дюнкерк 21 июля 2017 г.
Звездные войны: Последние джедаи 15 декабря 2017 г. Конвертирован в 3D. Обрезано до 2,39: 1
Первый человек 12 октября 2018 г.
Древние пещеры 5 марта 2020 г. Конвертирован в 3D.
догмат 26 августа 2020 г.
Чудо-женщина 1984 16 декабря 2020 г. Конвертирован в 3D.
Нет времени умирать 30 сентября 2021 г. Конвертирован в 3D.
Неа 22 июля 2022 г.

Настоящее.

В данный момент на рынке присутствует три основных технологии отображения 3D в кинотеатрах, две из которых основаны на поляризации, третья является эволюцией технологии анаглифов: IMAX 3D, RealD и Dolby 3D.

IMAX 3D

Технология появилась первой из популярных сейчас, первые фильмы были выпущены ещё в прошлом веке. Для создания трёхмерности используются линейная поляризация фильма и специальные очки. «+» Большой плюс IMAX-технологии заключается в использовании 70-и мм плёнки и, соответственно, большом разрешении изображения.

«-» Минусом линейной поляризации является потеря трёхмерности при малейших наклонах головы вправо и влево.

Wikipedia — IMAX 3D

RealD

Это вторая технология, построенная на поляризации. В отличие от IMAX, тут используется круговая поляризация света и используются соответствующие очки. Так же есть версия с увеличенным разрешением RealD XL, в России известная как SuperD.

«+» Плюсом технологии является возможность небольшого наклона головы без потери трёхмерности картинки.

«-» Меньшее, по сравнению с IMAX, разрешение.

Wikipedia — RealD

«++» Плюсы поляризации: дешёвые очки, поэтому их нет смысла делать вандалоустойчивыми и тяжёлыми.

«—» Минусы поляризации: для того, чтобы экран не менял поляризацию изображения, необходимо дорогое покрытие из серебра; яркость изображения уменьшается из-за того, что поляризационный экран находится перед проектором и блокирует часть светового потока.

Dolby 3D

Технология построена на эффекте смешивания изображений с разными длинами волн. Для этого используются специальные очки и проектор со специальным вращающимся светофильтром.Замечательная статья о Dolby 3D уже написана, так что описывать всё в красках просто бесполезно.

«+» Технология проще для установления в кинотеатрах, т.к. не требует особой подготовки экрана. Яркость картинки при этом практически не страдает.

«-» Очки для просмотра достаточно дорогие, поэтому их делают тяжёлыми и вандалоустойчивыми. При наличии вторых очков — это будет достаточно неприятным испытанием для смотрящего кино.

Цифровая система IMAX

Стандарт IMAX Digital Theatre System появился на рынке в 2008 году как маркетинговый ход, позволяющий сохранить рынки в условиях массового переоснащения киносетей цифровым кинопоказом. Этот стандарт касается только устройства кинозала и никак не связан с информационной ёмкостью изображения. От обычных цифровых кинотеатров IMAX Digital отличается планировкой зала и размерами экрана, наблюдаемого с небольших расстояний. Кроме того, используется более совершенная звуковая система. В качестве цифрового стандарта может быть использован как обычный DCP, так и специальный пакет IMAX, представляющий собой расширенную версию DCP. При этом возможен показ как «плоских», так и 3D-фильмов.

Цифровой кинопоказ избавляет от необходимости транспортировки громоздких рулонов с киноплёнкой и удешевляет демонстрацию в формате IMAX. Однако, появление цифровой версии привело к определённым несоответствиям, поскольку многие киносети, присвоившие своим кинотеатрам бренд IMAX, не меняли планировку кинозалов, а просто установили цифровые кинопроекторы, соответствующие стандарту. Размеры экранов в таких залах значительно меньше, чем в построенных специально для IMAX, с использованием плёночных проекторов.

Другое несоответствие касается разрешающей способности проектора, которая для достижения качества пленочного IMAX должна быть эквивалентна 12000×8700 элементарным пикселям или 6120×4500 различимым. Большинство цифровых кинотеатров IMAX оснащаются двумя цифровыми кинопроекторами с разрешающей способностью 2К, эквивалентной 2048×1080 пикселей. Оригинальный цифровой стандарт IMAX предусматривает использование двух проекторов с разрешением 4К, однако, даже такая система не достигает теоретически необходимого разрешения, примерно равного 8K (по другим данным минимум 12К). Из-за огромной разницы в качестве изображения между плёночным и цифровым IMAX, последний большинство кинокритиков презрительно называют Lie-MAX (буквально, «лживый Макс»). Однако, развитие технологий телевидения сверхвысокой чёткости позволяет в перспективе полностью приблизить качество изображения цифровых кинотеатров IMAX к плёночным.

Цифровая камера IMAX 3D

В 2011 году компания IMAX объявила о разработке цифровой кинокамеры 3D с разрешающей способностью, близкой к своему плёночному аналогу. Комбинация из двух цифровых камер, спроектированных на основе Phantom 65 с разрешением по 4К каждая, пригодна для съёмки сцен, когда оригинальный киносъёмочный аппарат непригоден из-за шумности или габаритов. Кроме того, цифровая камера не требует больших и тяжёлых рулонов киноплёнки для съёмки длинных монтажных планов. Первым фильмом, в котором использована новая система, стал «Рождённые свободными» (англ. Born to be Wild), примерно 10 % исходного материала которого отснято цифровой камерой 3D. Однако, несмотря на появление цифровых камер, завершающих создание полноценной цифровой киносистемы, в планы IMAX не входит отказ от производства фильмов на киноплёнке. В 2014 году вышел первый 3D-фильм «Трансформеры: Эпоха истребления», полностью отснятый цифровой кинокамерой разрешением 4К. По сравнению с плёночным аналогом камера получилась относительно лёгкой — чуть больше 17 кг (38 фунтов).

Цифровая камера IMAX 2D

В 2015 году компания IMAX объявила о начале выпуска цифровой кинокамеры 2D, которая была разработана вместе с Arri на основе модели «Alexa 65» с широкоформатным сенсором. Первым фильмом, в котором использована новая система, стал фильм «Первый мститель: Противостояние». Режиссёры Джо и Энтони Руссо объявили, что фильм «Мстители: Война бесконечности» и его продолжение будут полностью сняты с цифровыми камерами IMAX 2D.

Технические детали IMAX 3D

Внедрить технологию IMAX в России ранее не удавалось ввиду сложности записи лент и их воспроизведения. Основная часть оборудования для съемки обычных фильмов здесь не подойдет.  При съемке фильмов IMAX используют стокилограммовую кинокамеру с двумя объективами, расстояние между которыми чуть больше расстояния между глазами человека, а также кинопленку шириной вдвое большей стандартной, что дает высокую четкость и контрастность изображения. Поэтому появление технологии Digital Media Remastering, позволяющей перевести фильмы со стандартной пленки 35 мм на пленку 70 мм, дало заметный толчок развитию IMAX.
Во время киносеансов в IMAX используется один проектор, который имеет два объектива и мощнейшую ксеноновую лампу. В него заряжают сразу две кинопленки; звук записывают на отдельную дорожку и никогда не сжимают.
В 3D-кинотеатре трехмерную картинку получают путем установки двух обыкновенных проекторов на некотором расстоянии друг от друга.
Способы разделения изображения для правого и левого глаза различны для всех техноголий 3D. Так, в кинотеатрах RealD (например, московская сеть Киностар) проецируют поочередно для каждого глаза 3 поляризованных кадра со скоростью 72 кадра в секунду на посеребренный экран. В XPAN-D (Каро и Синема парк) правая и левая сторона очков поочередно затемняется, скорость — 48 кадров в секунду, экран обычный. В некоторых кинотеатрах используется Dolby-3D — разделение света по частям спектра, каждый глаз видит определенный диапазон длин волн; такой способ стоит дешевле, но качество цветопередачи заметно хуже.
В IMAX используется посеребренный экран, скорость 24 кадра в секунду и линейная поляризация (это значит, что изображения для глаз фильтруются во взаимно перпендикулярных плоскостях). Минус линейной поляризации в том, что при наклоне головы теряется трехмерный эффект. В целом можно отметить, что такой способ является щадящим для зрения, так как вызывает минимальное утомление глаз.